Причины
Задержка психического развития у детей — сложная проблема с множеством причин.
- Генетика. Это может быть синдром Дауна или синдром ломкой Х-хромосомы.
- Условия во время беременности и родов. Инфекции или плохое питание матери, заболевания щитовидной железы, диабет у беременной женщины влияют на развитие мозга ребенка. Роды могут быть тяжелым или проходить с осложнениями, что также приводит к задержке развития.
- Проблемы неонатального периода, заболевания сердца и инфекции, полученные в новорожденном возрасте.
- Неподходящие условия жизни, например, недостаточное взаимодействие родителей с новорожденным, отсутствие стимуляции интеллектуальных потребностей ребенка, стресс в семье.
- Воздействие токсических веществ, таких как свинец.
Существуют и другие потенциальные причины задержки психического развития у детей, и в некоторых случаях причина может оставаться неизвестной. Иногда врачи используют термин «идиопатическая ЗПР» для обозначения случаев, когда причина не установлена.
Российский психиатр К. С. Лебединская выделила четыре вида болезни:
- Задержка психического развития конституционального происхождения. Даже незначительные факторы, такие как внутриутробные нарушения питания, могут привести к замедлению созревания мозговых структур.
- Задержка психического развития соматогенного происхождения. Результат заболеваний, перенесенных в раннем детстве. К ним относятся хронические инфекции, аллергии, дистрофия и другие. Эти заболевания снижают психическую активность ребенка.
- Задержка психического развития психогенного происхождения. Дети с этим диагнозом обычно физически здоровы, но их психическое развитие замедлено из-за неблагоприятных условий воспитания.
- Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Связана с грубыми нарушениями созревания мозга, в том числе недоразвитием коры больших полушарий головного мозга. Причинами могут быть различные факторы, включая патологию беременности, тяжелый токсикоз, грипп, гепатит, алкоголизм родителей, родовые травмы, недоношенность, а также тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни.
Из-за каких физических состояний возникает ЗПР:
- эпилепсия и эпилептические энцефалопатии,
- гидроцефалия,
- краниостенозы,
- новообразования головного мозга,
- пороки развития головного мозга — дисгенезии мозолистого тела, голопрозэнцефалия, арахноидальные кисты,
- фенилкетонурия, гистидинемия, гомоцистинурия,
- митохондриальные заболевания,
- синдром Дауна, фрагильная Х-хромосома,
- нейрокожные синдромы — нейрофиброматоз, туберозный склероз, энцефалотригеминальный ангиоматоз, врожденные эндокринные заболевания,
- аутистические расстройства — синдром Канера, Аспергера, Ретта,
- болезни сердца, почек,
- снижение зрительной и слуховой функции.
Классификация
В медицинской литературе ЗПР классифицируют:
- По степени тяжести. ЗПР бывает легкой, умеренной, тяжелой и глубокой. Степень определяется профессионалами с использованием специализированных инструментов и оценок.
- Типу затронутых областей развития. Это могут быть задержки в физическом развитии, развитии речи и языка, социально-эмоциональном, когнитивном или адаптивном.
- Времени начала. Они бывают врожденными — начинающимися до или во время рождения — или приобретенными — начинающимися после рождения.
- Причинам. Это может быть генетическое расстройство, воздействие во время беременности или рождения, заболевания после рождения или условия окружающей среды.
Характеристика детей с ЗПР
У некоторых детей с ЗПР есть трудности с обучением. Они усваивают знания медленнее сверстников, им трудно понимать сложные задания.
Дети с ЗПР испытывают проблемы с коммуникацией. Их речь непонятна, они сами плохо понимают, что говорят другие. Им сложно выражать мысли и чувства.
Наблюдаются проблемы с физическим развитием. Дети неуклюжи или медленны, у них трудности с координацией, или мало силы и выносливости.
Часть пациентов сталкивается с проблемами в социальном и эмоциональном развитии. У них трудности с налаживанием дружбы, пониманием эмоций других или управлением чувствами и поведением.
Но в то же время у дети с ЗПР есть способности. Они могут быть творческими, трудолюбивыми и настойчивыми. Они могут наслаждаться музыкой, искусством, спортом или другими видами деятельности. Они любознательны и находят вдохновение в отношении новых вещей.